В частности лабораторией была предложена и внедрена на Строительстве замена дорогих материалов — битума и оцинкованного железа — более дешевыми — битумно-минеральными смесями и обыкновенным листовым железом, прокрашенным битумным раствором.

В течение 13 месяцев в характерных пунктах Москва-реки от Коломны до Кунцева на протяжении 180 км в 29 пунктах брались пробы воды, подвергавшиеся химическому анализу на кислород и биохимическую потребность. В результате был вычислен для Москва-реки коэффициент аэрации, что позволило определить размеры необходимых попусков воды из канала в Москва-реку для того, чтобы вода вполне удовлетворяла санитарным требованиям.

На основании подробных исследований химической лабораторией Строительства были впервые составлены рецепты:

а    битумных матов для защиты сооружений канала от повреждений грунтовыми водами, матов в основание бетонных сооружений и битумно-бензинных окрасок;

б    парафино-канифольного покрытия примененного на Перервинском шлюзе, являющегося одновременно гидроизоляцией и окраской;

в    составов, для защиты железа от коррозии для подводных поверхностей из 75% битума и 25% бензина и специальных красок для надводных поверхностей.

Впервые в мировой практике на строительстве канала было организовано специальное научное наблюдение за поведением сооружений как в процессе их возведения, так и в период эксплуатации. На всех основных сооружениях канала было установлено большое количество контрольно-измерительных приборов, фиксирующих сложнейшие процессы взаимодействия на сооружение грунтовых вод, фильтрации и пр. и дающих возможность изучать напряжения и деформации в теле сооружений и их основаниях.