В связи с этим казалось совершенно неоспоримым, что гидротехнические бетонные и железобетонные сооружения канала Москва—Волга, подвергающиеся постоянному воздействию пресной воды, а в некоторых случаях соприкасающиеся и с минерализованными грунтовыми водами, нужно было возводить исключительно на пуццолановом портландцементе.

Между тем промышленность СССР, производившая лишь ограниченное количество пуццоланового портландцемента, не могла снабдить этим цементом строительство в необходимых количествах. Поэтому перед Строительством возник вопрос о пуццоланизации цемента на месте приготовления бетона, т. е. на строительных площадках сооружений.

Разработанный Строительством метод введения непосредственна

в бетономешалки трепельноводной суспензии полностью разрешил эту задачу. В качестве гидравлической добавки на строительстве был применен трепел Тентиковского месторождения, расположенного непосредственно в районе строительства в б км севернее Дмитрова.

Для обеспечения строительства доброкачественной гидравлической добавкой залегание трепела было подвергнуто тщательному изучению. В результате удалось установить определенные участки и пласты трепела, подлежавшие карьерной разработке.

Каждая партия поступавшего в производство трепела предварительно подвергалась лабораторному исследованию, что позволило сразу браковать трепел, не удовлетворявший техническим условиям.

Всего на строительстве канала с присадкой трепела уложено около 50% объема бетона. Присадкой трепела была охвачена основная масса так называемого гидротехнического бетона. Мелкие гидротехнические пуццолановым цементом, получаемым строительством в размере около 15% его потребности. Средний расход присаженного к цементу трепела составил 49 кг на 1 м бетона.