Для возможности транспортного освоения канала Москва — Волга требовалось в первую очередь разрешение двух задач: во-первых, обеспечить соответствующий подход к каналу глубокосидящих судов, со стороны верхнего плеса Волги и, во-вторых, заблаговременно подготовить для плавания по каналу необходимое количество флота, ремонтных мастерских и причальных устройств.

Первая из этих задач требовала коренной реконструкции Верхней Волги на участке Рыбинск — «Московское море», так как в своем естественно-бытовом состоянии этот участок не только не допускал плавания по нему большемерных судов, но в маловодные периоды вообще вызывал прекращение всякого судоходства вследствие недостаточной глубины фарватера.

Поэтому еще в 1932 г. правительством было принято решение

о    постановке широких изысканий и исследований на этом участке Верхней Волги. В 1935 г. решением СНК СССР и ЦК ВКПб проектирование и постройка необходимых сооружений для реконструкции указанного участка Волги были возложены на НКВД, организовавший для этого специальное строительное управление «Волгострой».

Согласно утвержденному правительством проекту реконструкция Волги на участке Рыбинск — «Московское море» предусматривает сооружение здесь двух крупнейших гидротехнических узлов: Рыбинского и Угличского. Рыбинский узел состоит из расположенной в 8 км выше Рыбинска русловой земляной плотины и примыкающей к ней бетонной водосливной плотины, а также ГЭС, судоходного шлюза и второй земляной плотины, перекрывающей русло Шексны в 2,5 км от ее впадения в Волгу.