С другой стороны, Строительство допустило и ряд перерасходов. Так, стоимость 1 т3 уложенного бетона оказалась в среднем на 5 р. 01 к. дороже сметной расценки. Вздорожание это, однако, произошло в основном за счет повышения стоимости материалов.

По накладным расходам было достигнуто снижение установленной нормы расходов в 0,7%, из которых на административно-хозяйственные расходы приходится 0,1%, по производственным накладным расходам — 0,12% и остальные по прочим ;расходам.

По наиболее крупным сооружениям сравнение фактической и сметной стоимости дает следующую картину 29.

Осуществление столь грандиозного строительства; как канал Москва—Волга, при исключительном многообразии и сложности его сооружений не только без превышения утвержденной правительством сметы, но даже с некоторым снижением этой стоимости на 4% является безусловным достижением этой стройки, что и отмечено в приемочном акте правительственной комиссии.

Канал Москва—Волга — сложнейший гидротехнический комплекс

В его составе — гидростанции и насосные станции, шлюзы и плотины, аварийные и заградительные ворота, крупнейшие мостовые сооружения и пр. Каждое из этих сооружений представляет собой целую систему сложнейших механизмов, потребовавших для своего устройства большого количества конструкций и изделий, в ряде случаев новых и оригинальных.

В связи с этим с самого начала строительства возник вопрос не только о том, в каком направлении и каким путем лучше осуществить трассу канала и вынуть необходимое количество земли и как создать из бетона и железа новые грандиозные сооружения, но и о том, как и чем, оснастить эти сооружения и обеспечить наиболее совершенное, отвечающее последним требованиям науки и техники управление этим сооружением.

Эта задача, естественно, не могла быть разрешена одними силами строительства. К ее разрешению можно и должно было привлечь все основные ресурсы нашей индустрии и транспорта.

«Неправильно думать, — писала «Правда» по случаю окончания строительства, — что канал Москва—Волга является плодом трудов только тех, кто непосредственно работал на трассе: канал строила вся страна! Строители канала работали в обстановке огромного внимания всего народа. Наши заводы и фабрики считали за честь снабжать стройку необходимыми материалами и машинами. Наши железнодорожники в первую очередь обеспечивали доставку всего, что нужно было строительству для выполнения высоких производственных планов».

Поставщиками строительства канала оказались крупнейшие индустриальные предприятия Советского союза, на которых, точно так же как на самой трасе строительства, были развернуты огромные работы по изысканию лучших материалов, лучших конструкций и лучшего оборудования для технического вооружения крупнейшего сооружения второй сталинской пятилетки.