Вместе с тем значительно отличаются также и пределы допустимых скоростей движения судов по каналу, что имеет существенное значение для скоростного пассажирского движения. Соответственно габаритам и масштаб всего сооружения Среднегерманского канала значительно меньше канала Москва—Волга; в техническом отношении последний представляется более сложным сооружением.  .

Помимо этого питание водой канала Москва—Волга производится исключительно при помощи насосных станций и разрешает комплексную задачу — водоснабжения столицы СССР, судоходства и обводнения Москва-реки. Среднегерманский же, а также Панамский и Суэцкий каналы являются сооружениями исключительно транспортного назначения.

Как уже отмечалось выше, отдельные сооружения и конструкции канала Москва—Волга не имеют до сих пор примеров в мировой практике и представляют как для СССР, так и для заграницы большой технический интерес. Но самое главное, что отличает канал Москва—Волга от аналогичных гигантских сооружений, — это срок его постройки. В то время как Суэцкий канал строили 10 лет не считая ранее произведенных изысканий, а Панамский канал — 35 лет считая и работы, произведенные французами, канал Москва—Волга построен в 4 года 8 месяцев. В 1932 г. было вынесено решение правительства о выборе Дмитровского варианта и осенью того же года приступлено к его осуществлению, а 1 мая 1937 г. канал был закончен и 15 июля 1937 г. сдан в эксплуатацию.

С этого момента канал Москва—Волга вступил в ряды крупнейших водохозяйственных предприятий СССР, служа интересам трудящихся и воодушевляя их на завоевание еще больших высот техники

С завершением строительства канала Москва—Волга Советский союз одержал еще одну крупную победу в деле коренной реконструкции хозяйства страны и создал одно из величайших сооружений в мире.