Шлюзы с башнями, расположенные на трассе канала от Волги, до Москвы, имеют различное идейное оформление и вместе с прилегающими к ним зданиями являются главными объектами в архитектуре канала. Башни управления по существу являются чисто производственными сооружениями, несущими ярко выраженную функциональную задачу. Главное внимание архитекторов было обращено здесь на надлежащее оформление этих зданий снаружи и создание производственных удобств внутри.

Башни управления шлюзов являются как бы порталами, мимо которых проходят суда: отсюда симметричная постановка башен по отношению к оси канала.

Насосные станции, расположенные около шлюзов то с левой, то

малыми гранитными лестницами для причала прогулочных яхт.

Из других сооружений узла следует отметить многоэтажное здание распределительных, устройств, оформленное в светлых тонах и обращенное своим фасадом к зеркалу водохранилища. Бетонная плотина, имеющая сама по себе красивые конструктивные формы с высокими могучими портальными кранами, не требовала иных форм украшения.

Вслед за высоким пирамидальным маяком, с правой стороны, являются сооружениями промышленного типа и в своих внешних формах отражают производственный процесс — перекачку воды, — происходящий в здании. Принятое членение фасадных плоскостей, отвечающее количеству агрегатов, не грешит, однако конструктивизмом в оформлении вследствие применения богатой отделки. Архитектурное решение зданий выявляется то в виде каменного ажурного витража по всему фасаду, то в виде арок, опирающихся на пилоны. Здания опоясаны внизу темным или светло-серым гранитным цоколем и ажурными решетками на мостиках.