Кроме того вдоль всей трассы канала и на его сооружениях имеется большое число санитарно-технических устройств. Водотоки проходящих около канала речек, канав и т. п. либо отведены от канала, либо пропущены под ним в железобетонных дюкерах или трубах, всемерно ограждая тем самым канал от попадания в него каких- либо загрязнений.

Сооружение канала Москва — Волга — крупнейшей водной системы, соединяющей Москва-реку с Волгой, естественно, вызвало и необходимость реконструкции этих рек, и прежде всего Москва- реки.

До постройки канала Москва-река в пределах города разделялась Бабьегородской плотиной на два бьефа. Ниже этой плотины Москва-реку подпирала существовавшая до 1936 г. старая Перервинская плотина, и единственным судоходным участком на Москва-реке в пределах города был участок от ст. Перерва до Устинского моста. На этом участке могли ходить суда лишь с осадкой не более 0,9 м. Суда, приходившие в Москву с Оки и Волги, не могли проходить в верхний бьеф Бабьегородской плотины вследствие незначительных размеров Краснохолмского шлюза на обводном канале, а также вследствие незначительных габаритов мостов, пересекавших этот канал.   .

Участок реки выше Бабьегородской плотины до дер. Мневники был судоходным лишь для небольших судов местного транспорта. От дер. Мневники до с. Рублево Москва-река вследствие незначительных глубин практически была несудоходна.

Для обращения Москва-реки в глубоководную судоходную магистраль, здоровую в санитарном отношении, в пределах города были построены Карамышевский и Перервинский узлы сооружений и Хорошевское спрямление.

Этими сооружениями на участке от впадения канала в Москва-реку и до выхода реки за пределы города обеспечены глубины в первую очередь до 3,5 м и осуществлено первоочередное выправление русла реки, сокращающее естественную длину судоходной линии данного участка на 12—13 км.