Саморазгрузка ковша осуществляется при помощи добавочных параллельных брусьев, на которые в конце пути переходят уширенные задние колеса ковша. Основные брусья, постепенно переходя из наклонного положения в пологое, заставляют передние колеса при перемещении по ним как бы опрокидывать ковш. Емкость ковша — 0,5— 1,0 ж8, производительность землетаски — 200 м3 в смену. Радиус действия по выемке 40—50 му т. е. одинаков с механическим крючником. Устройство землетаски делает ее незаменимой при работах в глубоких котлованах 162. Землетаска с малым радиусом забоев.

Бремсберг как подъемник давно и хорошо известен строителям, поэтому здесь мы отметим лишь те его стороны, которые делают его работу наиболее рентабельной.

Устройство бремсберга несложно: вместо тачки — вагонетка, трос, лебедка и мотор и только вместо деревянной эстакады и трапов для подъема тачек — рельсовый путь узкой колеи для подъема вагонетки 163.

На строительстве бремсберги применялись как однопутные, так и двухпутные. По преимуществу применялись бремсберги при конечном тросе, т. е. такие, у которых одна ветвь троса поднимает одну или две вагонетки, а другая в то же время опускает столько же вагонеток. Производительность такого бремсберга составляла 125—150 м3 в смену. Бремсберг имел больший радиус действия, чем механический крючник, как на нижней, так и на верхней площадке.

Стоимость работ. Стоимость земляных работ, выполненных на строительстве канала Москва—Волга при помощи малой механизации оказалась сравнительно невысокой. Так, в среднем за все время строительства стоимость 1 Л13 выемки, выполнен механическим крючником, составила 81%, а выполненного другими видами малой механизации — 93% от стоимости 1 тг выемки, выполненной экскаваторами.