Применение этих, сравнительно малых, механизмов на строительстве канала было далеко неслучайным. С самого начала развития земляных работ Строительство канала предъявило заводам Союза большие требования на экскаваторы, гидрооборудование, всевозможные транспортные средства и т. п. Однако на быстрое получение нужных Строительству механизмов рассчитывать не приходилось; заводам нужно было время, чтобы справиться со всей этой массой заказов. Строительство же ждать не могло. Короткие сроки, установленные для его окончания, требовали быстрого развертывания земляных работ. Нужно было найти простые способы механизации земляных работ, которые могли бы обслуживаться простейшими механизмами, изготовляемыми на месте силами самого строительства.

В связи с этим конструкторская мысль обратилась, прежде всего, к уже известным видам механизмов: бремсбергам, землетаскам, транспортерам и т. д., которые требовалось лишь приспособить к конкретным условиям работы на трассе канала.

Наряду с этим на Строительстве была изобретена установка, дающая возможность механического подъема на поверхность обыкновенных тачек из котлованов значительной глубины. После проведенных всесторонних испытаний с осени 1933 г. была введена по трассе канала установка, известная под названием «механического крючника». С этого времени и берет свое начало так называемая «малая механизация» на строительстве канала Москва—Волга.

Общий объем земляных работ, выполненных на Строительстве при помощи малой механизации, достигает 8,8 млн. л3, или 6,1% ко всему объему земляных работ по основным сооружениям. Из этого количества 5,7 млн. мг выполнено механическими крючниками.