Для решения этих вопросов и изучения условий, в которых будет производиться работа канала, были построены и оборудованы большие лаборатории для исследования гидравлических и гидротехнических вопросов, грунтов и строительных материалов.

Из особо ценных и оригинальных приемов производства работ и конструкций, которые были применены на строительстве канала Москва — Волга, необходимо отметить следующие:

1.   Двухконсольные сегментные затворы верхних голов шлюзов. Применение этой конструкции дало возможность в верхних головах отказаться от водопроводных галерей и уменьшить объем бетона.

2.   Устройство на крупных бетонных сооружениях для защиты от агрессии грунтовых вод и обеспечения водонепроницаемости бетонных частей сооружений битумных «галош» из 1 см слоя битума или битумных матов с трехкратной прокраской всех подводных и подземных поверхностей раствором битума в бензине, что значительно увеличило надежность сооружений.

3.   Аварийные затворы на шлюзе № 1 и заградительные ворота на канале выстроены в виде двухконсольных подкосных откатных ворот, сокращающих до минимума размеры опасных в отношении засорения донных ниш, что обеспечивает почти полную гарантию безотказной работы этих сооружений.

4.   Для ремонтных заграждений верхних голов шлюзов № 2—10 и заградительных ворот по каналу установлены деревянные и металлические фермы Томаса в конструкции, разработанной Строительством, не имевшие до сего времени применения в гидротехнической практике при таких высоких напорах.

5.   Для двустворчатых ворот нижних и средних голов применена своеобразная система тросовых механизмов для маневрирования воротами, давшая простой и легкий механизм и облегченные условия работы ворот.