Производительность таких пневматических трамбовок доходила до 40—50 mz в смену, что раз в 10 больше норм ручного тромбования, и обеспечивала значительное снижение стоимости трамбовочных работ.

Наконец практика строительства канала убедительно показала, что при правильной организации работы транспорта на укатке можно получить хорошо уплотненную насыпь без всякой добавочной укатки пористости и наибольшего его объемного веса при принятом методе уплотнения. Поэтому в зависимости от влажности грунта в момент уплотнения он подвергался либо предварительной поливке, либо, наоборот, просушке провяливанию.

Обычно считалось, что уплотнение ответственных земляных сооружений должно быть совершенно одинаковым по всему телу насыпи. Практика строительства канала Москва—Волга пока-

не совсем верно и что к уплотнению различных катком. Так, при отсыпке грунта слоями в 3—5 c.v и правильном распределении движения автомашин по всей поверхности насыпи неоднократно получалось уплотнение грунта в 105/с от плотности грунта в карьере уже после третьего или четвертого прохода автомашины.

За все время постройки канала грунтовыми лабораториями и контрольными постами Строительства было взято свыше 236 тыс. проб грунта для оценки его уплотнения. Это дало возможность оценить уплотнение каждых 200 м3, уложенных в насыпь грунта.

Техника взятия проб из насыпи во время производства работ очень проста 174. Как только грунт отсыпан, и рабочая поверхность насыпи уплотнена укаткой или трамбовкой, лаборант берет особым стальным цилиндром в двух исследуемых точках пробы уплотненного грунта объемом в 1 i, которые затем в лаборатории взвешиваются для определения объемного веса и просушиваются определяется процент влажности.