Для этой цели была подробно изучена мировая специальная литература и проектно-изыскательские материалы по выстроенным и проектируемым гидротехническим сооружениям, организованы консультации и экспертизы по всем важнейшим вопросам и т. д. и т. п.

Для своевременного разрешения ряда задач, требующих экспериментирования или новых специальных теоретических проработок, на строительстве канала Москва — Волга была организована и широко развернута сеть собственных научно-исследовательских учреждений и организаций как в центре, так и непосредственно на трассе. Таковыми явились: центральная гидротехническая лаборатория, центральная бетонная лаборатория, центральная грунтовая лаборатория, а также более мелкие лаборатории: торфяная, химическая и гидромеханическая. Все лаборатории кроме гидротехнической и химической имели сеть полевых линейных лабораторий или постов.

Кроме того в техническом отделе Строительства имелись методологические группы, которые, не решая чисто узко производственных вопросов, разрабатывали отдельные теоретические вопросы.

Работа гидротехнических сооружений, служащих для создания подпора воды и пропуска подпертой воды, сопровождается обычно постоянным стремлением воды просочиться профильтровать под сооружением или в обход его и тем самым уменьшить устойчивость сооружения вследствие размыва за ним грунтов, нарушения работы противофильтрационных устройств и т. д.

Борьба с этими явлениями, а также придание сооружению таких размеров и форм, которые полностью обеспечили бы правильный пропуск через него и надземного потока, сопряжены во многих случаях с большими трудностями.