Продолжением канала за с. Щукино служит уже сама Москва-река, капитально реконструированная постройкой двух гидроузлов — Карамышевского у с. Карамышево, несколько ниже Серебряного Бора, и Перервинского — у с. Перерва, близ ст. Люблино Дзержинской ж. д.

От судоходно-водоводного участка канала в долине р. Химки отделяется к западу специальный деривационный канал, по которому осуществляется основной сброс обводнительной воды в Москва-реку, используемой одновременно для получения гидроэнергии на Сходненской гидроэлектростанции.

Наконец, предназначенная для литьевых целей волжская вода подается к городу по специальному водопроводному каналу, отделяющемуся от судоходно-водоводного участка канала в восточной его части, у образованного подпором р. Уча у с. Акулово Акуловского водохранилища.

Рельеф трассы судоходно-водоводного канала хотя и характеризуется целым рядом отдельно расположенных возвышенностей, нов общем обладает четко выраженной закономерностью. Нормальный летний горизонт воды в Волге в начале канала у с. Иваньково, равен 107,0 м над уровнем Балтийского моря условно принятого за 0, а у конца, т. е. ниже Перервинской плотины, 113,6 м 15. Таким образом, разница горизонтов в начальной и конечной точках канала равна всего 6,6 м. Однако на своем пути канал встречает возвышенности, достигающие в отдельных случаях отметки почти 180 ж над уровнем Балтийского моря, т. е. расположенные выше начальной точки на 73 м и выше конечной — на 66 м.

Преодоление этих природных препятствий на пути сооружений канала было возможно только путем:

а    подъема существующего нормального горизонта воды в начальной и конечной точках канала на Волге и Москва-реке посредством соответствующего подпора,

б    искусственного подъема подаваемой по каналу воды и плавающих по нему судов на последующие возвышенности.