Следует отметить также случаи бетонирования при сочетании цементов высших марок, хлористого кальция и вибрирования бетона бетонирование шашек и кубов при мощении откосов канала и Химкинского порта.

Подогрев составляющих. Основным при укладке бетона в зимних условиях является обогрев составляющих. На строительстве канала Москва—Волга инертные подогревались в основном острым паром и лишь в очень небольших размерах применялся огневой подогрев.

Предельная допустимая влажность гравия применялась в 3%, а песка — в 5%. При этом гравий подогревался острым паром, а песок обычно закрытым паром системой радиаторов.

При мелких обособленных бетонных работах применялся также огневой способ подогрева инертных — на печках, плитах и т. д.

Подогрев воды и трепельного молока производился путем пуска пара через сварной трубчатый обогреватель непосредственно в смесительный бак для трепельного молока или бак для воды. Степень подогрева регулировалась выпускным вентилем.

Отепление бетонных заводов. Основные мероприятия по подготовке к зиме бетонных заводов заключались: а в отеплении зданий и трепельных установок, а также монтаже отопительных устройств как для отопления зданий, так и подогрева .инертных и воды; б в отеплении водопроводных и паропроводных линий и

в    в подготовке транспорта к бетонированию зимой.

Электротермоактивная опалубка является одним из новых методов кладки ажурного бетона без тепляков.

При применении электротермоактивной опалубки вокруг бетонного элемента создается влажная тепловая завеса температурой от 410 до +80°.

Принцип электротермоактивной опалубки состоит © следующем: опалубка устраивается за второй обшивкой с промежутками между обшивками в 20 см, заполняемыми опилками, смоченными в поваренной соли.