На севере и на юге участка выше коренных известняков и толщи покрывающих их юрских песков лежат древнеаллювиальные и флювиогляциальные отложения, перекрытые современными аллювиальными отложениями в виде суглинков и супесей с прослойками торфа и заторфованных мергелей. В средней части узла в районе шлюзов № 3 и 4 юрские образования размыты до самых известняков и аллювиальные отложения, состоящие из серых среднезернистых и гравелистых песков, лежат непосредственно на карбоне.

Пестрота и сложность геологических условий района создали большие трудности при выборе местоположения сооружений этого узла и особенно шлюза № 4 и расположенной при нем насосной станции.

В состав Яхромского узла кроме самого канала входят следующие сооружения: два однокамерных шлюза № 3 и 4, две насосные станции при шлюзах, один железнодорожный мост на пересечении канала с Савеловской линией Ярославской ж. д. вблизи шлюза № 4, два больших шоссейных моста через канал, один железобетонный мост через Яхромский сброс, два крупных водосброса, три пристани, две паромные переправы и ряд более мелких сооружений.

Шлюзы расположены: № 3 — непосредственно у ст. Яхрома 43 и № 4 — вблизи ст. «Турист» Савеловской линии Ярославской

- ж. д. Оба шлюза — типовой конструкции. Расстояние между ними по трассе канала — около 4 км.

Насосная станция при шлюзе № 3 расположена к востоку от него в непосредственной близости к полотну железной дороги. Основанием зданий насосной станции служат песчаные грунты. Насосная станция при шлюзе № 4 44 построена к юго-западу от верхней головы шлюза. Основанием для нее служат разнозернистые пески с гравием и галькой, глинистые пески и супеси.

При насосных станциях построены понизительные подстанции и распределительные устройства. При насосной станции у шлюза № 3 кроме того размещен диспетчерский пункт.