Надводные габариты этих мостов не давали возможности прохода под ними крупным судам и кроме того при крайне разросшемся уличном движении создавали постоянные заторы надземному движению.

В связи с этим при утверждении генерального плана реконструкции Москвы СНК СССР и ЦК ВКПб вынесли следующее решение: «Для улучшения связи между районами, расположенными по обеим сторонам Москва-реки, и для обеспечения возможности сквозного прохождения по Москва-реке больших волжских судов построить в течение десятилетия 11 новых мостов на высоте уровня Бородинского моста до 8,6 м над уровнем воды при отметке 120 м»

Старая купеческая Москва построила, начиная с 1859 г., 10 мостов. До этого все мосты кроме одного Большого Каменного были деревянные — «живые». Весной в половодье они разбирались или просто сносились рекой, а после спада воды восстанавливались.

Постройку Большого Каменного моста задумал царь Михаил Федорович для улучшения связи с Замоскворечьем, где размещались Стрелецкие слободы. Выписанный в 1643 г. из Страсбурга мастер Кристлер представил царю «деревянный мостовой образец, по которому быти сделану каменному мосту через Москва-реку». Но царевы думные дьяки долго обсуждали проект, видимо, мало верили Кристлеру, и постройка не двигалась. Мост был построен лишь в 1686-1687 гг. неизвестным московским зодчим и назывался сперва Всехсвятским, а потом Большим Каменным. По тому времени он являлся крупнейшим сооружением. Мост имел 9 каменных пролетов. Башня с двумя верхами и шестью воротами примыкала к мосту на правом берегу. Здесь помещались корчемная канцелярия, тюрьма и кабак. На левом берегу к мосту примыкали стены Кремля и Белого города.