Здесь расположен головной узел сооружений канала, состоящий из перегораживающей старое русло Волги земляной плотины, бетонной водосливной плотины, регулирующей пропуск воды в нижний бьеф, с гидроэлектростанцией при ней, судоходного шлюза, предназначенного для пропуска судов по р. Волге вниз и вверх, а также входа в канал из нижнего бьефа Волги и обратно, и ряда других сооружений.

В результате подпора Волги названными плотинами нормальный летний горизонт ее поднят на 17 с лишним метров, в связи с чем водой залита огромная территория в 327 ш2 и образовано первое на Волге Иваньковское водохранилище или так называемое «Московское море». Площадь его в 2 с лишним раза больше площади дореволюционной Москвы.

Расход воды во всякой реке в бытовых ее условиях в различные периоды года крайне неравномерен, колеблясь например «а Волге у с. Иваньково от 16 до 6 500 м5/свк. Созданием на Волге Иваньковского водохранилища эта природная особенность реки исправлена и образован как бы огромный резервуар общей емкостью в 1 120 млн. м3 воды, из которого ежегодно можно черпать до 1 млрд. м3 равномерно или неравномерно в зависимости от фактической потребности.

Как будет показано ниже, это количество воды вполне обеспечивает перспективные потребности в воде канала и Москвы, а также нужды судоходства на Волге ниже Иваньковской плотины.

Выбор трассы канала по принятому Дмитровскому направлению в основном зависел от рельефа местности и геологических условий. В избранном направлении канала имелось два характерных участка, по которым при всех обстоятельствах должна была проходить его трасса; это, во-первых, долина р. Яхромы от г. Дмитрова до ст. Яхрома и, во-вторых, Фоминское болото, расположенное в юго-восточном направлении от ст. Икша Савеловской линии Ярославской ж.-д. и имеющее самые низкие отметки при пересечении Клинско-Дмитровской гряды.