Строительство канала Москва—Волга было одной из наиболее механизированных строек Союза, и выполнение грандиозных объемов работ только и было возможно при громадной энерговооруженности; в частности выполнение объема в 2 900 тыс. м3 бетонных работ было достигнуто с помощью стопроцентной механизации изготовления бетона, устройства при крупных объектах мощных бетонных комбинатов, с применением конвейерной доставки сырья и готового бетона и использованием электросварки при изготовлении арматуры.

Экскаваторный парк из 171 мощных единиц позволил выполнить 55 млн. м3 из общего объема почти 200 млн. лг3 земляных работ вместе с разработкой карьеров, причем на наиболее тяжелых участках доля механизированных работ была доведена до 70%.

На строительстве канала впервые в Союзе была широко применена гидромеханизация, при помощи которой размыто выемок и намыто насыпей свыше 10 млн. м3 ив том числе намыты земляная плотина на Волге и наиболее ответственные Сестринские приканальные дамбы.

Следует отметить также широкое применение глубинного водоотлива, позволившего в большинстве случаев удачно справиться с выемкой глубоких котлованов и с грунтами плывунного типа, хотя глубинный водоотлив и не всегда был применен профилактически».

Объем работ. Земляные работы, как по стоимости, так и по объему были главными на строительстве. 

Землю необходимо было вынуть как для создания самого канала, так и для размещения сотен крупных и мелких бетонных сооружений: шлюзов, плотин, насосных станций, мостов, водоспусков, труб под каналом и т. п. Вместе с тем земля на канале была в огромных количествах использована как строительный материал при возведении земляных плотин и дамб, ограждающих канал. Большую роль как строительный материал сыграли глинистые породы суглинки при сооружении преграждающих фильтрацию экранов, понуров и иных водоупорных преград.