Всего на сооружениях канала в 1937 г. было заложено до 1000 пьезометров, позволяющих наблюдать за фильтрацией; несколько тысяч высотных марок-реперов для наблюдения за осадкой сооружений; несколько сот приборов внутри бетона, регистрирующих напряжения, и др. Таким образом, канал Москва — Волга и в настоящее время по существу представляет собой огромную лабораторию по изучению гидротехнических сооружений в натуральном масштабе и в условиях действительной их работы. Эти исследования продолжаются в настоящее время Управлением канала Москва—Волга при СНК СССР, а в части Учино — Пестово — Пяловского узла сооружений и Водопроводного канала — Мосводопроводом.

Наконец необходимо особо отметить проведенную Строительством большую исследовательскую работу непосредственно на трассе канала, где для предварительных исследовательских целей был сооружен специальный опытный участок канала, наполненный водой до проектной отметки, и были возведены на торфяном основании опытные дамбы из минеральных грунтов и торфа. На опытном участке канала 188 были поставлены научные исследования по выбору правильного заложения откосов в надводной и подводной частях; наблюдения за состоянием откосов при наполнении опытного участка водой и пробном пуске баржи; изучение поведения различных типов крепления откосов; изучение морозостойкости креплений откосов и их сопротивляемости воздействию льда и влиянию колебаний уровня воды в канале; наблюдения за фильтрацией воды из канала и в канал и др.

Указанная организация научно-исследовательского дела на строительстве канала Москва—Волга позволила теснейшим образом связать работу научно-технической мысли с практикой проектирования и возведения сооружений канала.