Из 45 млн. м8 грунта, уложенного в насыпи, около 13 млн. и взято из выемки канала.

Несмотря на крайнее разнообразие последних на отдельных участках трассы канала, никакие перевозки грунтов на строительстве допущены не были.

Осуществляя требования проекта, строителям приходилось применять весьма тщательную сортировку грунта с учетом как его фильтрационных свойств и влажности, так и степени устойчивости на сдвиг, а проектировщикам — в соответствии с наличием; грунта изменять.

Намеченные к использованию в насыпях грунты предварительно тщательно исследовались в отношении их механических свойств, противофильтрационных качеств, сопротивления сдвигу, влажности и других особенностей, соответствующих назначению и условиям работы сооружения. Лишь после таких исследований и признания годности грунтов для тех или иных целей разрешалось производство работ по возведению насыпей.

Однако для обеспечения высокого качества земляного сооружения было еще недостаточно предварительного исследования намеченных к применению грунтов и выбора соответствующей конструкции сооружения. Не менее решающее значение в этом отношении приобретала организация самого процесса возведения сооружения, требующего постоянного и тщательного контроля.

В производственной практике крупных гидротехнических сооружений Союза соответствующий контроль над укладкой грунтов в насыпи плотин и дамб был впервые поставлен на строительстве Беломорско-Балтийского канала им. Сталина. Опыт этой стройки был полностью учтен на строительстве канала Москва—Волга, где, поэтому уже в 1933 г. были организованы первые контрольные посты по наблюдению за качеством отсыпки земляных сооружений.