Высокое качество насыпей земляных плотин и дамб канала Москва—Волга, отмеченное неоднократно различными экспертными комиссиями и правительственной комиссией по приему канала, в значительной части обязано организации своевременного и систематического контроля над качеством грунтов и степенью их уплотнения при возведении насыпей. Опыт первых же лет строительства канала показал, что даже в насыпях железнодорожного и шоссейного типов практика, возведения которых до этого не имела дела с лабораторным контролем также необходимо систематическое наблюдение за качеством укладываемых грунтов и их уплотнением, если желательно сразу же по окончании стройки получить насыпь, вполне пригодную для эксплуатации.

Приведение отобранных грунтов в насыпях плотин, дамб и других сооружениях канала в состояние, обеспечивающее проектные условия их работы, достигалось на строительстве в основном соответствующим уплотнением грунта.

В 1934 г. при сооружении дамб канала, а также при возведении Истринской земляной плотины были впервые проведены систематические опыты над различного рода насыпями и установлены технические требования по уплотнению суглинистых и песчаных грунтов. Требования эти сводились к установлению такого уплотнения песчаного тела, при котором осадки после нагрузки плотины водой были бы минимальными.

Необходимое уплотнение было установлено для песчаных грунтов в нижней части тела плотины в + 9% от плотности карьерного грунта в его естественном состоянии, а в верхней — в + 6%. Соответственно для делювиальных средних суглинков и моренных легких суглинков зуба плотины -было установлено уплотнение в +6%, а для мореных супесей и легких суглинков экрана—в + 8%. В результате через 3 года после начала эксплуатации Истринской плотины высотой в 25 м она дала осадку всего лишь в 10 см.