Эта задача во многих случаях до крайности осложнялась встречавшимися на отдельных участках неблагоприятными геологическими и гидрогеологическими условиями, вынуждавшими в ряде случаев прибегать к перепроектировке и даже передвижке уже начатых возведением сооружений.

Вместе с тем заданные ограниченные сроки всей постройки, необходимость экономии средств, материалов и производственных сил побуждали Строительство тщательнейшим образом изучить и взвесить все достоинства и недостатки каждого возможного варианта размещения и компоновки сооружений. Тем не менее, в целом и эту задачу Строительству удалось разрешить вполне удачно.

«Компоновка основных узлов сооружений канала Москва—Волга, — констатирует правительственная комиссия по приему канала,— произведена рационально и правильно, так как отвечает как естественным топографическим, гидрогеологическим условиям, так и нуждам эксплуатации отдельных сооружений, узлов и всего канала в целом».

«В частности, необходимо отметить весьма целесообразную типовую компоновку шлюзных узлов в одно общее целое с насосными станциями. Такая комбинация шлюзов с насосными станциями и системой деривационных каналов применена впервые в гидротехнической практике СССР и не имеет себе подобных в мировом строительстве гидротехнических сооружений».

Все сооружения канала соответственно их назначению размещены с учетом производственных и местных природных условий по следующим 13 узлам сооружений и участках канала: 1 — Волжский узел; 2— Мельдинский узел; 3 — Оревский участок; 4 — Яхромский узел; 5 — Икшинский узел; б — Учино-Пестово-Пяловский узел; 7 — Хлебниковский узел; 8 — Химкинский узел; 9 — Карамышевский узел; 10 — Перервинский узел; 11 — Сходненский узел; 12 —Водопроводный канал и 13 — Истринский узел.