Только лаборатория могла решить и решила задачу гашения энергии потока при наполнении шлюза из-под затвора. Для двустворчатых ворот нижних и средних шлюзных голов была применена своеобразная система механизмов, облегчившая их конструкцию и условия работы. Для шлюзов же и заградительных ворот канала применена оригинальная конструкция ферм системы Томаса, изготовленных из дерева.

Постройка Иваньковской плотины на Волге, Пироговского водоспуска-водосброса, шлюзных голов и камер поставила перед Строительством сложнейшую задачу возведения на слабых грунтах напорных сооружений высотой до 30 м, причем ввиду наличия в ряде случаев на небольшой глубине напорных вод возможность применения свайных и тому подобных оснований исключалась. В этих условиях компоновка каждого сооружения являлась ответственейшей задачей, статики сооружений и механики грунтов, решавшейся самостоятельно в каждом отдельном случае.

В силу тех же условий для бетонных плотин на Волге и Москва-реке была принята разрезка быков по оси, позволившая обеспечить взаимную связанность опор для затворов, несмотря на ожидаемые значительные осадки элементов сооружения.

Правительственная комиссия по приему канала Москва—Волга следующим образом оценила проектно-конструктивную часть сооружений канала:

«Исключительный масштаб канала Москва—Волга и его сооружений, далеко выходящий за обычные рамки речных каналов по своим

габаритным размерам, поставил перед Строительством ряд задач, потребовавших новых путей в проектировании и вызвавших новые и оригинальные конструктивные решения. Кроме того большое количество 125 Ф/сек перекачиваемой и транспортируемой по каналу волжской воды потребовало решения необычных гидравлических задач и выработки новых типов гидромеханического и энергетического оборудования.