На левом берегу реки, непосредственно от левого устоя бетонной плотины, располагается очень большого протяжения до 9,0 км земляная дамба, предназначенная поддерживать напор водохранилища на левом берегу. Дамба возведена из песчаного грунта с глиняным экраном и понуром; с низовой стороны дамбы устроен дренаж и уложен обратный фильтр. Высота дамбы достигает 12,0     ж, запас над уровнем воды — 3,0 м. Середина гребня дамбы полосой в 10,0 м покрыта мостовой и используется как шоссейная дорога. Откосы дамбы укреплены камнем и дерном. Проезжая дорога с левого берега реки на правый идет через бетонную и земляную плотины и по туннелю выходит на шоссе Волга—Дмитров—Москва.

На Волжском узле построено 59 зданий общим объемом 82 тыс. м3, из которых 38 жилых зданий размещены в основном в эксплуатационном поселке на правом берегу Волги, вблизи шлюза № 1. 

При размещении отдельных сооружений Волжского узла основное внимание, естественно, было уделено плотине и шлюзу. Расположение плотины в выбранном створе определялось как его преимуществами геологического порядка, так и условиями, сроками и методами ее возведения. Расположение шлюза на правом берегу Волги в деривационном канале вызвано эксплуатационными удобствами движения судов из канала в Волгу и обратно.

Над всеми сооружениями Волжского узла своим масштабом и выразительностью выделяются две грандиозные фигуры — монументы В. И. Ленина и И. В. Сталина, расположенные на берегах аванпорта 39. Монумент Ленина сооружен на северном берегу аванпорта, монумент Сталина — на юго-восточном. Расположение фигур создает впечатление, что они господствуют над водным простором аванпорта. Грандиозные гранитные фигуры с массивными гранитными постаментами, системой широких террас и лестниц архитектурно связаны со всеми сооружениями узла.