Здесь река по выходе из границ города и низменной поймы районов бывшего «Сукина болота» и «Ногатинского затона» подходит к более высоким берегам. С левого берега расположена приречная терраса, а с правой стороны на протяжении до 2 км до склона у с. Коломенское — пониженная пойма реки, постепенно повышающаяся на запад.

У с. Перерва ранее уже существовал узел судоходных сооружений в виде устаревшей разборчатой плотины системы Пуарэ и соответствующего маломерного шлюза при ней. Однако старая Перервинская плотина не обеспечивала нужные глубины в пределах самого города, где, поэтому существовала аналогичная Бабьегородская плотина. Плотина эта устанавливалась только на лето — на зиму разбиралась. Построенный же еще в 1875 г. у с. Перерва шлюз с земляной откосной камерой 82 пришел в полную ветхость и ни в какой мере не отвечал требованиям современного судоходства. Поэтому перед Строительством канала была поставлена задача построить взамен старого Перервинского узла новый, отвечающий всем, современным требованиям.   

Назначение нового Перервинского узла сооружений — реконструировать Москва-реку в пределах столицы путем подъема ее уровня в среднем на 3 м для обеспечения возможности подхода к Кремлю — крупнейших глубокосидящих волжских судов. Для этого на Москва-реке у с. Перерва построена новая Перервинская бетонная плотина и последний в системе канала шлюз — № 10 83, а также ряд. примыкающих к ним более мелких сооружений, в целом составляющих так называемый Большой Перервинский узел. 

Кроме того в деривационном канале старого узла сооружений на. месте старого шлюза построен так называемый Малый Перервинский узел. Он является, как бы дополнением к Большому узлу и предназначен для пропуска маломерных судов, в основном пригородного сообщения, и для использования энергии перепада воды, образованного узлом.