Наступали времена московской реконструкции. И, конечно, для школы комсостава Красной Армии имени ВЦИК не нашлось в красной столице иного места, чем территория Чудова и Вознесенского монастырей в Кремле. 7 мая 1929 года реставратор ДXI. Сухов, согласно изысканиям В.Ф. Козлова, доложил на заседании в Центральных государственных реставрационных мастерских о намерениях сносить Чудов монастырь и соседние старинные здания для постройки военной школы. ЦГРМ заявило, что считает снос недопустимым: «здания бывших Вознесенского и Чудова монастырей и Малого Николаевского дворца являются памятниками исключительного историко-архитектурного значения». Но ВЦИК и СНК это не остановило: в июле 1929 года реставраторы уже лишь выражали «глубокое сожаление по поводу предстоящей разборки памятников, составляющих единственный в мире историко-архитектурный художественный ансамбль». Делегацию реставраторов-заступников принял сталинский сподвижник Авель Енукидзе, чтобы сообщить им, что решение о сносе монастырей остается в силе.

Сбылось пророчество Максимилиана Волошина (1924): «Большевики отстраивают зданья на цоколях снесенного Кремля». Ведущих архитекторов, как и в наши дни, мало смущало уничтожение памятников русской старины — они с энтузиазмом проектировали на месте кремлевских монастырей новые здания. Проект военной школы взялся разрабатывать знаменитый И.В. Жолтовский, его сменил И.И. Рер- берг, по чьему проекту здание и построили (после школы красных командиров его занимали Президиум Верховного Совета СССР, Кремлевский театр, ныне это корпус у Спасских ворот, занятый администрацией Президента РФ).

В октябре начался снос. Древние памятники погибали практически неизученными — обследовали их только в ходе разборки, фотофиксации сноса до сих пор не обнаружены.

«Против разрушающих все русское»

Защищать кремлевские памятники не побоялся один из бывших соратников Ленина, член первого Совнаркома В.И. Невский, в 1920-е годы работавший директором Библиотеки им. В.И. Ленина. Он направил письмо Сталину: «Уничтожение Чудова и Вознесенского монастырей нецелесообразно по многим причинам там имеются и произведения русских мастеров XV века, удивительные фрески и архитектурные образцы невиданного совершенства».