Это было единственное в Кремле здание, воплощавшее облик первых каменных соборов древней Москвы. «Войдите внутрь, — советует путеводитель 1917 года, — в центральную часть, в собор XIV века, и вас поразит необыкновенная миниатюрность этого лучшего и богатейшего храма удельной Москвы». Увы, для нас это «войдите внутрь» — горькая насмешка истории.

После 1917 года службы в Спасе на Бору прекратились. Новое коммунистическое правительство пятнадцать лет уживалось в Кремле с древнейшим собором, но затем поступило с ним хуже иноземных захватчиков — храм разобрали в 1932—1933 годах, как водится, «к дате», к 1 мая. Указание о

сносе, по некоторым данным, дал лично Сталин. Собор разобрали, чтобы обустроить помещение для обслуживания новых хозяев Большого Кремлевского дворца. В нем должны были проходить партийные съезды, и на месте древнейшего храма Москвы для делегатов соорудили пристройку с буфетами, курительными комнатами и туалетами. Так было отмечено 600-летие собора. «Придется ужаснуться разрушению Спаса на Бору», — писал в эмиграции Н.К. Рерих.

Не осталось даже фундаментов, за исключением части фундамента западного притвора, на который случайно наткнулись строители в Кремле в 1997 году. Поспешные исследования храма перед сносом не позволили точно установить, к какому времени относились те или иные части сооружения. Храмовая икона Преображения попала в Оружейную палату. Фрагменты декора собора и две иконы из него хранятся в кремлевских музеях. Царские врата (XVI в.) Спасского иконостаса можно видеть в кремлевской церкви А где мощи Стефана Пермского и оклад иконы Палеологов — неизвестно до сих пор.

Есть, кстати, люди, имеющие особую точку зрения на судьбы храма Спаса на Бору. Это великие историки Г. Носовский и А Фоменко. Из их последней книги о Москве, полной новых сенсационных открытий, можно узнать, что церковь Спаса на Бору «была разобрана в XIX веке».

В стенах кремлевского мужского Чудова монастыря словно жила сама русская история — так много воспоминаний и событий было с ним связано. Придворный «аристократический» монастырь, где воспитывалась древнерусская элита, молились и крестили своих детей цари, готовились к высокому призванию будущие митрополиты и патриархи.