Продолжительность занятий зависела от уровня общей подготовки и способностей школьников. Известный картограф и гидрограф XVIII в. Ф.И. Соймонов обучался в первом отделении около трех лет, после чего был переведен в навигационные классы. Во второй школе ученики изучали практическую (мореходную) астрономию, сферическую тригонометрию (сферику”), общую и математическую географию, рисование, черчение. Они обучались основам картосоставления, ведению корабельного журнала и навигации. Вершиной школьного обучения было освоение теоретических основ навигационной науки и практики кораблевождения. Навига

ция как учебная дисциплина подразделялась на плоскую” (кораблевождение на незначительные расстояния), меркаторскую” (кораблевождение с помощью морских карт, составленных в проекции Меркатора) и круглую” (кораблевождение ”по дуге большого круга”).

Математико-навигацкая школа сыграла огромную роль в формировании взглядов и в общеобразовательной подготовке учеников. Все школьники прошли через врата учености”, т.е. изучали математическую энциклопедию тех лет — Арифметику, сиречь науку числительную” (1703 г.) талантливого педагога Л.Ф. Магницкого. Среди других учебников первого десятилетия XVIII в. использовались преимущественно переводные книги по геометрии, астрономии, картографии — Книга учащая морского плавания” (1701 г.) А. Деграфа,Таблицы логарифмов и синусов, тангенсов, секансов к научению миролюбивых тщателей” (1703 г.), изданные А. Фарварсоном, Геометрия славенски землемерие” (1708 г.), Геометрия практика с фигурами” (1709 г.) и другие. Ученики, несомненно, были знакомы с популярным изложением системы Коперника в опубликованной В.О. Киприановым звездной карте Глобус небесный иже о сфере небесной”.