Карты петровского времени, в том числе и переданная Петром в Парижскую Академию наук карта Каспийского моря 1715 г., в глазах европейских ученых сыграли роль документальных свидетельств тех значительных сдвигов, которые произошли в России. Признанием крупных успехов русской картографии явилось избрание 22 декабря 1717 г. Петра I академиком французской Академии наук.

Решительные меры борьбы с отсталостью в различных областях государственного управления, хозяйства, военного и морского дела, культуры потребовали скорейшего появления квалифицированных кадров, хорошо подготовленных для занятия командных постов в государственных учреждениях и офицерских должностей в армии и на флоте. Подготовка русских специалистов для вновь рожденного флота и регулярной армии в начале XVIII в. шла рука об руку с перестройкой школьного образования.

Одной из первых профессиональных светских школ явилась Московская математико-навигацкая школа, основанная указом Петра I от 14 января 1701 г. и размещенная в Сухаревой башне. Навигаторы по окончании школы поступали в распоряжение морского ведомства, но нередко получали и другие назначения, успешно работая в качестве геодезистов (картографов), землемеров, гидрографов, архитекторов, кораблестроителей, артиллеристов, инженеров и других специалистов, знакомых с точными науками. Для преподавания в школе Петр I пригласил английских учителей. Еще в 1698 г. на русскую службу поступили профессор астрономии и математики А.Д. Фар- варсон, С. Гвин и Р. Грейс. Они возглавили руководство навигацким отделением, в то время как математическим руководил русский ученый Л.Ф. Магницкий.

Ученики математической школы, зачисляемые вначале в возрасте от 12 до 17 лет, ас 1710 г. — до 20 лет, обучались арифметике, геометрии и прямолинейной тригонометрии.