В Англии в этот период предпочтение отдавали астролябической (теодолитной) съемке, а во Франции — мензульной съемке с непосредственным вычерчиванием ситуации в поле. Астролябические ходы легко были внедрены в практику русской полевой картографии, причем, как нам представляется, не последнюю роль в этом сыграла близость методики съемки посредством астролябии компасным маршрутным съемкам по рекам и дорогам, которые были обычными в практике составления русских обзорных географических чертежей XVII в.

Принудительное комплектование Московской школы и Морской академии учащимися только из дворянских недорослей (юношей) натолкнулось на упорное сопротивление многих дворян, дети которых любыми способами стремились уклониться от учебы. Постоянная нехватка полного комплекта” учеников способствовала зачислению в эти учебные заведения детей разных чинов людей”. Из 22 учеников геодезии в академии в 1732 г. только шесть были дворянами. Учащиеся после усвоения арифметики, геометрии, тригонометрии, плоской и меркаторской навигации и сдачи экзамена профессору А. Фарварсону получали первое звание — геодезии ученика. Второе звание — геодезист — присваивалось после обучения геодезии, рисованию, сочинению ланд- и зейкарт” (т.е. составлению карт суши и морских) и сдачи экзамена. Продолжительность учебы в среднем по школе и академии обычно не превышала 5-8 лет. Иногда учеба прерывалась служебными командировками” на практическую работу, как это случалось с Ф.Ф. Кучиным, который учился с перерывами с 1708 по 1721 гг.