Говорят, видели вагоны в тридцати километрах от полотна! Волокут на буйволах! Но смех смехом, а с транспортом дрянь. Не знаю не только, как доставить хлеб, но и как самому добраться до Баку.

Стало ясно, что план моего дальнейшего путешествия по направлению Минводы — Грозный—Петровск по крайней мере в ближайшие дни неосуществим. А без телеграфной связи с Москвой поездка вообще становится бесцельной.

Начала созревать мысль о возвращении домой. Но до возвращения хотелось бы побольше собрать информации. Для этого нужна не станция Кавказская, а Екатеринодар и другие крупные населенные пункты.

Следовательно, нужен транспорт. А наиболее совершенным видом передвижения в те времена оставалась железная дорога.

И тут мне снова повезло. Саркисян познакомил меня со своим коллегой по продовольственным делам москвичом Лезиным. Еще в конце прошлого года он прибыл на Северный Кавказ с заданием ускорить отправку хлеба в Москву. В длинном мандате он именовался эмиссаром Московского Совета. Это редко употребляемое звание очень помогало ему в работе.

—    Комиссаров много,— шутил он.— В каждой станице — пруд пруди. А эмиссар я один. Значит, чином постарше. И уважения больше.

Он неплохо знал свое «толкаческое» дело и за четыре месяца работы на Кубани сформировал и отправил несколько продовольственных эшелонов.

Теперь он собирался в Москву. Но до отъезда хотел еще раз «прочесать» ближайшие станции и полустанки, подобрать задержавшиеся там вагоны с хлебом.

Возникла идея — объединить наши усилия.