Был издан ряд декретов, оформивших организацию армии, регулярной, массовой, основанной на обязательной воинской повинности.

Проведение этих декретов в жизнь требовало огромной политической и организационной работы в масштабах всей страны. Местные военкоматы нуждались в квалифицированной помощи и инструктаже со стороны центральных учреждений.

Так родилась мысль о создании особой организации — Высшей военной инспекции, которая бы регулярно и систематически осуществляла эту помощь. Постановлением наркомата по военным и морским делам от 23 апреля 1918 года такая инспекция была учреждена, а ее председателем был назначен один из активнейших участников Октябрьской революции и организаторов Красной Армии Н. И. Подвойский.

В распоряжение Высшей военной инспекции был предоставлен специально оборудованный поезд, на котором она выезжал я по определенным маршрутам. Первый рейс был проведен по маршруту Москва — Орел — Брянск — Курск — Москва. Второй намечался на юго-восток европейской части России — затем по Волге и от Самары на Урал.

На время второго рейса меня и прикомандировали к ВВИ.

В состав инспекции входило десять—двенадцать военных специалистов, бывших офицеров разных званий, от юных поручиков

до седовласых генералов, группа политработников, хозяйственная часть, вооруженная охрана. При поезде была небольшая типография, склад агитационной литературы, столовая. Душой коллектива был Н. И. Подвойский, большевик с двадцатилетним партийным стажем, один из соратников Ленина по периоду дореволюционной «Правды» и Октябрьским дням. Он пользовался у сотрудников инспекции непререкаемым авторитетом.

Высокого роста, с отличной военной выправкой, быстрый и энергичный, он мог служить образцом аккуратности, подтянутости, внешней и внутренней дисциплины, того, за что шла борьба в нарождавшейся Красной Армии.