Примерно в это же время встал вопрос о необходимости резкого усиления агитационно-разъяснительной работы в прифронтовой полосе, особенно в районах, освобождаемых от белогвардейцев.

В поисках новых форм работы был создан агитационный, или, как он назывался вначале, Военно-подвижной фронтовой литературный поезд имени В. И. Ленина. С первым рейсом этого поезда я и должен был выехать на Восточный фронт.

Идея организации поезда принадлежала издательству

ВЦИК, его военному отделу, в задачи которого входил не только выпуск агитационно-пропагандистской литературы, но и распространение ее в Красной Армии и среди населения прифронтовых районов.

В связи с разрухой на транспорте доставка литературы оказалась делом еще более сложным, чем ее издание. Газеты и журналы неделями и месяцами шли до адресатов и нередко вовсе не доходили до них. Военному отделу пришлось организовать собственную курьерскую службу, в которой было занято до ста пятидесяти человек. Работники этой службы развозили тюки с литературой в разные концы республики.

Но литературу нужно было не только доставить на места, но и возможно рациональнее распределить: не дать залежаться на складах, не допустить растаскивания на «цигарки», довести до читателя.

Так возникла практика отправки курьеров и литературы не с обычными поездами, а в специально оборудованных вагонах, которые задерживались на несколько часов на станциях, а в эти часы курьеры продавали и раздавали книги и брошюры, распространяли листовки, расклеивали плакаты.

Поезд имени Ленина был дальнейшим шагом по расширению всей агитационно-пропагандистской и инструкторской работы ВЦИК.

Подготовленный в курских железнодорожных мастерских поезд должен был в середине сентября отправиться по маршруту: Москва — Арзамас — Алатырь — Казань.