В 1786 г. вдоль кремлевских стен было построено еще здание нового Гостиного двора. Его соорудили, вероятно, ввиду перегрузки старого, но новый Гостиный двор не оправдал себя и был сломан в 1804 г.

При прокладке тоннеля в Театральном проезде зондированные скважины были заложены близ Печатного двора, возникшего в 1554 г. на Никольской улице и сыгравшего видную роль в жизни Москвы и всего Московского государства.

Первым печатным мастером был Иван Федоров, памятник которому стоит в Театральном проезде. Однако, он вскоре впал в немилость и вынужден был бежать в Литву; на Москве же остались работать его ученики.

Здание Печатного двора, существующее тепеоь, выстроено на месте прежнего уже в 1814 г. в ложноготпческом стиле н не имеет с ним ничего общего, кроме некоторых деталей, старых солнечных часов на фасаде и перенесенной сюда надписи времен Алексея Михайловича.

Когда в XVI в. возводились стены Китая, они охватили собою лишь центральную, прилегавшую к Кремлю, наиболее богатую торговую часть столицы. Между тем Москва была уже большим городом, выходившим далеко за пределы нового укрепления и по одну, и по другую сторону Москвы- реки. Эти части города также требовали охраны, и в первую очередь нуждались в лей местности, лежавшие к северу от китайских стен. Уже в XV в. за Воскресенскими воротами и мостом Китая, за оврагами, прудом и болотом, занимав-  ими теперешние площади Революции и Свердловскую, на месте упраздненного несколько лег назад «Охотного ряда», располагался «Куретный ряд» — центр торговли всякого рода дичью. Там, где теперь улица Горького  и Герцена  в XIV в. тянулись две большие дороги, начавшие обрастать подгородными слободами с ямскими и постоялыми дворами. В XV столетии на Тверской образовалась целая колония переселенных из Новгорода купцов, дворы которых распространялись также вправо от этой улицы, положив начало Большой Дмитровке.

Район к востоку от Китай-города занимали главным образом ремесленные слободы: Лубяная (Лубянка, теперешняя улица Дзержинского), Кузнечная, занимавшая обе стороны р. Неглинной, через которую был перекинут мост.