Средний годовой заработок этой армии при ежедневной норме валовой суточной выработки извозчика в 3 руб. составлял сумму более 20 млн. руб., между тем выручка московского трамвая за 1912 г. не превышала 12 млн. руб.

Московское население все еще держалось старых навыков. Более состоятельные люди не хотели идти до остановки, ждать вагона и ехать только по строго определенному маршруту; иным из них казалось неприятным «смешиваться с толпой». Необеспеченное же население вынуждено было ходить пешком, прибегая к помощи городского транспорта лишь для отдаленных поездок.

Но соотношение постепенно меняется. В том же 1912 г. количество поездок на извозчиках, по подсчетам городской управы, не превышало 70 млн., а количество проездов

и трамвае достигало 230 млн. Эта последняя цифра в дальнейшем беспрерывно и быстро возрастает.

Далее в систему городского транспорта постепенно входят автомобили, обслуживающие лишь весьма узкие круги населения, а затем, в послереволюционные годы, и таксомоторы общественного пользования. Все эго, однако, не удовлетворяет быстро растущих потребностей. Следуя примеру Запада, Москва прибегает к организации автобусного движения, но и это оказывается недостаточным; все виды транспорта постоянно загружены; в результате москвичи обращаются иной раз к услугам извозчиков, и конная тяга, почти вовсе исчезнувшая с улиц большинства столиц Запада, продолжает существовать в Москве, хотя роль ее, особенно в пассажирских перевозках, отведена к минимуму.

Город неуклонно растет. В дореволюционные годы сравнительно медленно, но регулярно шло повышение плотности населения почти -всех кварталов города, хотя максимальный прирост наблюдался главным образом на окраинах. Так например, с 1902 ло 1907 г. численность населения в кольце бульваров повысилась на 2,3%, между кольцом бульваров и Садовой — на 12,8%, за кольцом Садовой — на 16%-, в пригородах — на 31,5%.

Кривая роста дает по Москве довольно значительное падение в годы гражданской войны и затем резким изломом неуклонно идет вверх, догоняя и даже перегоняя линии наиболее быстрого роста американских городов.