Очень скромна библиография по геологии и гидрогеологии Москвы; археологией города никто никогда не занимался специально; планомерных раскопок не производилось, а те скудные материалы, которые имеются по этому вопросу, почти все носят случайный характер и определяются находками при производстве различных земляных работ и построек. Подавляющее большинство этих случайных открытий оставалось вовсе не зарегистрированным, а сохранившиеся сведения почти всегда очень не полны и часто не точны.

Отсюда необходимость широкой мобилизации сначала накопленных уже научных материалов, а потом и всего наличного научного аппарата, работающего над изучением соответствующих вопросов.

В начальной период строительства вопросам археологии Москвы уделялось мало внимания. До второй половины  1933 г. об этом почти не думали. Коррективы внесла сама жизнь. Столкновения с фундаментами, лежащими глубоко под землей и изменяющими режим грунтовых вод, с древними колодцами, завалившиеся срубы которых были засыпаны лишь с поверхности, вредно отзывались па производстве работ во всех тех случаях, когда пустоты оказывались вблизи тоннеля. Это заставило строительство искать помощи археологов по ряду возникавших вопросов.

Академия истории материальной культуры предложила Метрострою свою помощь и вступила с ним в соглашение об археологических изысканиях на трассах3 тоннеля. Таким образом, на Метрострое вслед за правильно налаженной гидрогеологической и геологической работой начались и археологические изыскания. Уже за первый год они дали результаты, интересные с точки зрения науки и важные непосредственно для производства.

Материалы работ освещаются в докладах и статьях, которые публикуются в специальных изданиях Академии и Метростроя.

При этом, однако, до последнего времени оставался забытым широкий читатель, который тоже интересуется этими вопросами и с жадностью хватается даже за короткую газетную информацию. Кажется необходимым поэтому ознакомить его хотя бы в самых общих чертах с основными положениями геологии и археологии Москвы, с наиболее интересными результатами работ в этой области на Метрострое.