В стене был оставлен ряд ворот, укрепленных мощными башнями; они открывались из города, обозначая направление его наиболее важных улиц. От ворот через глубокий ров были перекинуты мосты; крепость имела внушительный, грозный вид и была достойна выраставшей столицы.

Конечно, не всю Москву того времени защищала эта стена, а только ее центральную, наиболее богатую, торговую часть. Вне китайгородской стены, за ее рвом, за незастроенной оборонительной зоной, располагались посады, которые быстро росли, быстро населялись; число юс домов увеличивалось год от года. За Кремлем и Китаем возникал новый

город, новое концентрическое кольцо, которое также требовало укрепления и защиты.

Китайгородские степы, начиная с XVJI в., пережили изменений и переделок.

Послереволюционный рост Москвы, огромное движение повлекли за собой необходимость расширения проездов: так, были сняты Воскресенские, Никольские, Ильинские и Варварские ворота и прилегавшие к ним части стены. В 1934 г. началась окончательная разборка стены: от нее останутся лишь отдельные звенья и несколько башен,

При применении всех способов прокладки тоннеля, даже в тех случаях, когда он идет на больших глубинах, где не может быть найдено никаких культурных остатков, предварительно делается множество всяких поверхностных выработок: роются траншеи, котловины, канавы, во многих местах пересекающие культурный слой. В тех случаях, когда прокладка ведется открытым способом, обнажаются еще большие пространства, и количество находок соответственно увеличивается. В чисто производственных целях приходится проводить много обследований фундаментов и всякого рода подземных пустот — остатков, колодцев — при этом также выясняются интересные детали.

Прекрасной иллюстрацией всего этого могут явиться работы на шахтах, прилегающих к Китайгородской стене в районе площади Дзержинского, где чрезвычайно интересно сочетались моменты изучения геологии и истории.

Метрострой начинает свои работы с тщательной геологической разведки, углубляя ее во всех случаях, когда гидрогеологические условия на том или ином участке изменяются в силу каких-либо местных причин. Ярким примером в этом отношении является площадь Дзержинского.