Термин этого не был, впрочем, принят Америкой и Германией, обозначающими такого рода сооружения названием «подземная» или «надземная» дорога.

Постройка метрополитена в Ныо-Йорке началась в 1872 г. Здесь вместо подземных использованы были надуличные пути, прокладывавшиеся на металлических эстакадах; над этими линиями скоро возникли вторые этажи. Неудобство дальнейших надстроек и некрасивый вид надземных дорог скоро заставил Нью-Йорк прибегнуть к постройке подземных линий, сеть которых здесь в настоящее время шире, чем в каком бы то ни было другом городе.

В 189G г. сравнительно короткая линия метрополитена была проложена тз Будапеште, а в 1898 г. началось строительство парижского метрополитена, тоннели которого располагаются лишь в черте укреплений, т. е. в пределах города, но чрезвычайно многочисленны.

Постройка берлинского метрополитена относится к 1900 г.; ей предшествовало сооружение окружной и диаметральной городских железнодорожных линий, предназначенных как для товарного, так и для городского пассажирского движения (1871 г.). Первые линии берлинского метрополитена были построены на эстакадах, -последующие проложены под землей. В настоящее время протяжение берлинских тоннелей метро достигает 80 км, причем общая длина н густота сети беспрерывно и быстро растут.

Соответственно растет и парижский метрополитен, длина линий которого уже превышает 150 км.

Роль этого вида сообщений повсеместно приобретает вое большее значение; так например, в Нью-Йорке, несмотря на широчайшее использование автомобильного транспорта (в городе имеется свыше 600 тыс. автомобилей), 70% всех передвижений идет по линии метро.

Это было деревни, окруженные пашнями и лугами, хотя жители их занимались ремеслами и были тесно связаны со столицей. Площадь города в это время немногим превышала 6.5 кт3.

Представление о Москве XVII в. может дать следующее описание Павла Алеппского2, посетившего этот город во времена царя Алексея Михайловича: «Москва — город открытый и очень привлекательный. Когда вы едете, перед вами постоянно вид полей, лугов и сел.