Этот способ также предполагает перекладку подземных сооружений. Вторым и, пожалуй, основным его неудобством является возможность лишь внутренней изоляции, вследствие чего тоннели, построенные таким методом, обычно оказываются сырыми.

Третий метод постройки (лондонский) характеризуется прокладкой тоннеля на большой глубине (20—60,и). Работа осуществляется или горным способом при помощи деревянных креплений или при посредстве так называемого щита — громадного стального цилиндра с диаметром, соответствующим диаметру тоннеля. Средний вес щита для однопутного тоннеля превышает 160 т.

При помощи мощных гидравлических домкратов цилиндр вдавливается в забой, затем земля удаляется из него при помощи вагонеток. Оболочка щита при этом защищает рабочих от обвалов породы. По мере того как щит продвигается вперед, пройденный им тоннель облицовывается чугуном или бетоном. Щит одинаково -применим как при сухих, так и при насыщенных водой грунтах; в последних случаях иной раз применяются непроницаемые переборки и воздушные шлюзы, и всю работу производят в камере, в которой давление при помощи компрессоров 1 доводится до 2-—3 атмосфер.

Работа.

До последнего времени щиты у нас еще не вырабатывались, и их пришлось импортировать. Однако, сейчас на участке Свердловская площадь — площадь Дзержинского наряду с импортным английским щитом успешно работал уже и щит советской конструкции.

Лондонский способ глубокого заложения, проводимый обычно в устойчивых (породах, позволяет вовсс не нарушать уличного движения, не затрагивать подземных сооружений и не тревожить зданий; зато глубокое залегание тоннеля требует устройства лифтов для пассажиров пли же передвигающихся лестниц — эскалаторов.

Кроме того, работа этим способом, особенно в тех случаях, когда прокладка идет в неустойчивых водоносных грунтах, обходится почти,в два раза дороже, чем постройка методом мелкого заложения.