В начале XX века в храме служили два известных московских протодьякона тех времен — Михаил Холмогоров и Афанасий Здиховский (он состоял в причте храма). Между прочим, знаменитый руководитель ансамбля песни и пляски Советской Армии, композитор и дирижер А.А. Александров начинал

свою музыкальную деятельность в начале XX века как регент хора храма Христа Спасителя. Активными деятелями общины храма в начале XX века были знаменитый издатель ИД Сытин, инженер П.Н. Перцов (строитель известного дома по соседству, на Пречистенской набережной).

Большинство значительных культурных событий и начинаний конца XIX — начала XX века находили свое отражение в жизни храма Христа Спасителя. На средства общества хоругвеносцев храма была отстроена после пожара знаменитая «кутузовская изба» в Филях, в ней устроен был музей. В 1891 году, когда торжественно отмечалось 500-летие со дня рождения Сергия Радонежского, из храма отправился в Троице-Сергиеву лавру крестный ход. Торжественная служба состоялась здесь 26 апреля 1908 года, когда в Москве открывали памятник Н.В. Гоголю. В 1912 году, во время юбилея Отечественной войны, общество хоругвеносцев храма Христа Спасителя дополнило мемориальный ансамбль в Филях зданием сохранившейся часовни Михаила Архангела; в часовне открыли отделение музея 1812 года.

Вид храма, помимо старых фотографий, запечатлели многочисленные гравюры, акварели, литографии, открытки второй половины XIX — начала XX века. «Вид храма Христа Спасш еля» кисти Айвазовского украшал Николаевский императорский дворец в Кремле. Храм изображали на памятных медалях, плакатах, открытках, даже на платках, тарелках и кондитерских упаковках. Он, без сомнения, стал одним из символов Москвы, неотделимых, казалось, от ее образа.

И в этом должное храму отдавали даже искусствоведы, невысоко оценивавшие его архитектурные качества. Показательно мнение (1926) ДД Иванова, директора Оружейной палаты 1920-х годов: «При всей монотонности и казенности храма Христа Спасителя, в его постройке есть какой-то элемент вечности, он так подходит к окружающему, что не только не тревожит глаз, но даже является необходимым дополнением, в особенности он дает тот мазок золота, который необходим для того, чтобы художественно оформить пейзаж Москвы».