Все новшества опробовались здесь: оранжереи, парники, бахчи, где росли в московских широтах дыни, виноград и арбузы, разводился хмель; зоопарк, стекольный завод, регулярные сады с лабиринтами. В Измайлове принимались иностранные посольства, подписывались царские указы. И новшества архитектурные Измайлово не обошли стороной. Уже после смерти «Тишайшего» царя в государевой усадьбе, где неоднократно бывал, а одно время жил (и обнаружил в сарае свой знаменитый ботик, «дедушку русского флота») Петр I, выстроили невиданную в Москве церковь Иоасафа, Царевича индийского. Строительство ее, правда, было задумано еще при жизни Алексея Михайловича.

Создали храм мастера Кондратий Мымрин, Марк Иванов, Петр Ларионов, работавшие под руководством зодчего Терентия Макарова, по происхождению — крестьянина Нижегородского уезда. Церковь соединялась высоким крытым переходом с деревянными царскими хоромами Государева двора.

Нижний храм Всех Святых, заложенный в 1б78-м и освященный в 1б79году, не представлял собою потрясения основ: выпуклые линии апсид, красивые, но обычные узорочные наличники XVII века. В 1680 году освятили в присутствии царя Федора Алексеевича и верхний храм св. Иоасафа. Но в 1687—1688 годах, уже по велению царевны Софьи, верхний храм полностью разобрали и выстроили заново. Вот тут москвичам было чему подивиться. Они не догадывались еще, что стройный, устремленный вверх измайловский храм с его галереей на высоких арках, трехчастным объемом, пилястро- вым ордером на фасадах и тремя главами станет архитектурным прототипом знаменитых шедевров — церкви Успения на Покровке и Сухаревой башни. Мастера, возводившие храм, подчинялись Посольскому приказу, отчего его возведение связывают и с именем его руководителя, князя Василия Голицына, фаворита царевны Софьи, известного своими симпати

ями к западноевропейской культуре. Вкусы Софьи и Голицына отчетливо выразились в новом храме измайловской усадьбы.

Церковь Иоасафа иногда соотносят с влиянием украинской архитектуры с ее трехбашенными храмовыми композициями. Искусствовед начала XX века Ф. Горностаев пишет: «В храме св. Иоасафа-царевича находим несколько идей, проводимых украинским духовенством.