Клейн считал, что Братское кладбище «должно представлять собою один величественный всероссийский памятник-пантеон самоотверженным героям, покрывшим неувядаемыми

лаврами славы и русскую землю и русское воинство. Вместе с тем на кладбище, в отдельных музеях, должно быть собрано по возможности все, что относится к переживаемому нами необычайному событию и представляет собою исторический интерес, как для уяснения общего хода событий, так и для характеристики отдельных эпизодов и лиц, принимавших в них участие».

Территория кладбища была разбита тенистыми аллеями на квадраты, в которых находились одинаково оформленные солдатские могилы. Клейн создал и эскизный проект храма на пересечении главных аллей храма, с полуциркульными галереями, соединявшими его с музейными корпусами. В одном из них, по замыслу архитектора, должна была разместиться библиотека литературы о войне, в другом — мемориальные предметы, связанные с подвигами похороненных на кладбище, военные трофеи. Клейн предлагал объявить конкурс на проектирование храма среди лучших архитекторов страны. Известный скульптор ИД. Шадр планировал создать на Братском кладбище мемориальный ансамбль «Памятник мировому страданию».

Московскую инициативу увековечения памяти героев войны подхватила вся страна. В апреле 1915 года в Петрограде было основано Всероссийское общество памяти воинов русской армии, павших в текущую войну. Согласно уставу общества, цитируемому в фундаментальном исследовании Е.И. Кириченко о русских мемориалах, его главная цель была в содействии «охранению на полях брани могил русских воинов, павших в войну 1914 г., без различия их вероисповеданий и национальностей и сохранять в дальнейшем память погибших жертв долга Родины». По всей России начали возникать Братские кладбища — во Пскове и городах Псковской губернии, в Курске и городах Курской губернии, в Рязани, Туле, Тамбове, Чернигове, Екатеринославе, Вологде и уездных городах этих губерний. В нескольких городах (Ржев, Кременец, Никольск-Уссурийский) началось строительство мемориальных храмов. Повсеместно (Москва, Петроград, Варшава, Минск, Воронеж, Пенза, Курск, Кострома, Рига, Новочеркасск) стали создаваться музеи и архивы Второй Отечественной войны.