Надпись на фризе ворот гласила: «Победоносным российским войскам в память подвигов: в Персии, Турции, при усмирении Польши в 1826—1831».

Проектировал и строил ворота зодчий Василий Петрович Стасов, выдающийся мастер позднего русского классицизма. Архитектор выполнил в 1833—1834 годах несколько вариантов проекта «больших» и «малых» ворот. «Московским воротам, — пишет исследователь творчества Стасова Т.Е. Тыж- ненко, — архитектор придал вид свободно стоящего двенадцатиколонного портика дорического ордера с антаблементом, представляющим, вместо традиционных триглифов, фигуры гениев, держащих щиты с 36 гербами русских губерний. Аттик ворот увенчан группами трофеев, прообразом его послужили Афинские пропилеи великого Мнесикла. Строгость прямых спокойных линий, вытянутых по горизонтали архитектурных форм, лаконичность пластического языка, торжественность ритма двойной колоннады создают впечатление могучей силы, величественности и завершенности неповторимого в своем национальном своеобразии истинно русского произведения монументального искусства».

Согласно пояснительной записке самого Стасова, при проектировании ворот он «принимал два соображения: широту среднего проезда между колонн, чтоб был достаточен к проезду двух экипажей, для чего и положил 9 аршин, менее которых почти невозможно ему быть; общую величину ворот,

чтоб была соответственно огромности и благоустройству города и тем вороты сии составили некоторый род памятника времени, в который они устроены». Уменьшение диаметров колонн и размеров ворот, по мнению зодчего, привело бы ю тому, что «вид ворот потеряет элеганс, заимствованный от древних памятников сего рода».

Прототипом ворот послужили не только Пропилеи афинского Акрополя, но Бранденбургские ворота в Берлине (1788— 1791 гг.) Сходство ворот Стасова с последним памятником очевидно, за исключением завершения (берлинские ворота украшены колесницей Славы; такой вариант, кстати, обсуждался и применительно к Московским воротам, но был отвергнут).

В январе 1834 года император Николай I утвердил «большой» проект Стасова и генеральный план расположения ворот у новой городской черты. Сооружение ворот под руководством Стасова было поручено строительной комиссии при Министерстве финансов.