Первая монастырская церковь, выстроенная купцами-основа- телями, была деревянной. 11 июля 1479 года Иван III повелел заложить каменный храм Иоанна Златоуста — старую церковь разобрали и в том же году перенесли в соседний Покровский монастырь. «Заложил церковь Иоанна Златоустого великий князь Иван камену, — говорит летопись, — а преже бывшую древяную разобрав; бе же та изначала церковь гостей московских строение, да уже и оскудевати начят монастырь той; князь же великий учини игумена тоя церкви выше всех соборных попов и игуменов града Москвы и заградскых попов еще за лето преже сего, егда обет свой (по предположению историков, в честь окончательного покорения Новгорода. — КМ.) переположи».

Строили каменную церковь 1479 года псковские мастера, призванные в то время в Москву достраивать обвалившийся Успенский собор в Кремле. Отказавшись от почетного, но чересчур ответственного заказа, они выстроили в столице несколько храмов поменьше, в том числе кремлевские Благовещенский собор и Ризположенскую церковь. Именно с собором Иоанна Златоуста была связана знаменитая размолвка между великим князем и митрополитом Геронтием — главы светской и духовной власти не могли прийти к согласию, как должен идти крестный ход при освящении храма: по солнцу или против солнца, из-за чего собор более года стоял неосвященным.

Златоустовский храм XV века после пожара был в 1663 году перестроен в новый большой пятиглавый собор, с четырехскатной кровлей поверх круглых закомар, на подклете, с огромными наличниками узорочного стиля. Образцом для этого храма послужил кремлевский Успенский собор. Во многих деталях и общей композиции Златоустовский храм напоминал сохранившийся Владимирский собор в Сретенском монастыре. В 1700 году храм был обновлен на средства князя Барятинского, а в первом десятилетии XVIII века отделан заново Ф.М. Апраксиным, после чего в 1711 году вновь освящен местоблюстителем патриаршего престола Стефаном Яворским. Это был типичный для XVII века крупный монастырский

храм, монолитный и величественный; на старых рисунках и фотографиях видны и едва заметные черточки новаций конца XVII и XVIII столетий: граненые барабаны глав, украшенные тонкими колонками, рустованные пилястры.

Главными святынями храма были чудотворная икона Знамения и частица Животворящего Древа Креста Господня.