Делегация, в состав которой они входили, была последней в музее, и бандиты ухитрились облить панораму самовоспламеняющейся жидкостью».

Как бы то ни было, пожар уничтожил большую часть полотна Рубо. Художники-грековцы, почерк которых, по отзывам специалистов, существенно отличался от манеры Франца Рубо, ударными темпами написали новую Бородинскую панораму, в которую был вмонтирован единственный уцелевший подлинный фрагмент площадью около 40 квадратных метров. Ревнители живописи могут утешать себя тем, что сохранились четыре из шести эскизных фрагментов панорамы работы знаменитого баталиста, реставрированные А.Д. Кориным. Они хранятся в музее на Бородинском поле.

А павильон Бородинской панорамы на Чистопрудном бульваре был разобран в начале 1920-х годов. На его месте в 1928 году построили административный корпус Кожсинди- ката. В середине 1950-х годов существовал проект строительства для панорамы нового «величественного здания в стиле классики начала XIX в.», но он не осуществился. Здание на Ку1узовском проспекте со «стилем классики» ничего общего уже не имеет.

Иодробный очерк о Чудовом монастыре воител в первую книгу серии «Москва, которую мы потеряли» — «Уничтоженный Кремль». Отсылая читателя к ней, здесь мы обращаем пристальное внимание на воинский мемориал, возникший в древней кремлевской обители в первой трети XIX века.

Чудов монастырь, основанный в 1357 году митрополитом Московским Алексием, факгическим правителем Московского государства в детские годы Дмитрия Донского, на протяжении всей своей истории был тесно связан с жизнью великокняжеского, затем царского, затем императорского двора. Связь эта не прерывалась и после переезда столицы в Петербург.

Парадный фасад монастыря на Ивановской площади образовывала двойная церковь Алексия Митрополита и Благовещения. Два храма стояли рядом и имели общую кровлю. Получилось единое здание с десятью куполами и шестью алтарными апсидами. Другого примера такой композиции в Москве не было.