В 1812 году церковь горела, а после восстановления стала предтечей храма Христа Спасителя — мемориалом Отечественной войны. Вдовствующая супруга екатерининского фельдмаршала Анна Родионовна Чернышова пожертвовала 60 тысяч

рублей на обустройство домовой церкви Благородного дворянского собрания, здание которого, известное в советской Москве как Дом Союзов, и ныне служит последним украшением Охотного Ряда. Генерал от кавалерии Апраксин, воплощавший в жизнь ее волю, употребил эти деньги на новую отделку верхней церкви Воскресения Христова с приделами святой Екатерины и Александра Невского (в честь императора Александра I и его сестры Екатерины). Церковь была вновь освящена 3 декабря 1816 года.

Ее новая живопись представляла собою мемориальную галерею Отечественной войны, изображая святых, на память празднования которых приходились победы русских войск над французами в кампаниях 1812—1814 годов. События 1812 года символизировали: святые Адриан и Наталия (26 августа) — битву при Бородине; Петр Митрополит (5 октября) — сражение при Тарутине; мученик Евлампий (10 октября) — бегство французов из Москвы; мученик Галактион (5 ноября) — взятие русскими войсками Смоленска; Павел Архиепископ (6 ноября) — сражение под Красным; евангелист Матфей (16 ноября) — битву при переправе через Березину. О военном пути русской армии в Европе в 1813 году напоминали: преподобный Феодор Трихина (20 апреля) — сражение под Люценом; пророк Михей (14 августа) — сражение при Кацбахе; мученики Флор и Лавр (18 августа) — битва при Кульме; апостол Фома (6 октября) — «битва народов» под Лейпцигом. Наконец, победы 1814 года увековечивали: преподобный Евфимий (20 января) — битва под Бриенном; святой патриарх Никифор (13 марта) — битва при Фер-Шампенуаз; святые Хрисанф и Дарья (19 марта) — вступление русской армии в Париж; мученик Феодот (18 мая) — подписание мира между Россией и Францией.

Сюжеты этих росписей (по некоторым описаниям — особых икон, размещенных в храме) были положены впоследствии в основу программы наружных барельефов храма Христа Спасителя, где ключевые моменты войн России с наполеоновской Францией были увековечены тем же символическим старинным образом.