Из орденов были выбраны те, что носили имена святых, с которыми связывались важнейшие события отечественной истории. Комплекс «орденских» залов символизировал высокое предназначение российской истории. По мысли современного историка русского искусства Е.И. Кириченко, «их посвящение, архитектура, отделка, последовательность размещения прочитывались как история России и выражение ее исторической миссии великой христианской (православной) державы на востоке».

Широко известен Георгиевский зал, посвященный ордену св. Георгия, на стенах которого выбиты имена 11 тысяч георгиевских кавалеров и названия всех регулярных воинских частей русской армии. Владимирский зал, соединяющий новый дворец со старинными теремами, посвящен ордену св. Владимира. В западном корпусе дворца находится Екатерининский тронный зал, посвященный женскому ордену св. Екатерины.

Но два главных «орденских» зала дворца — Александровский и Андреевский — были уничтожены в советское время. Они воссозданы в 1990-е годы, но в силу «режимной» недоступности для туристов остаются малоизвестными широкой публике. Поэтому стоит рассказать о них подробнее.

Александровский зал, посвященный ордену св. Александра Невского, учрежденному в 1725 году по замыслу Петра I его супругой Екатериной, невольно вызывал в памяти историко-героические ассоциации, связанные со знаменитыми победами князя Александра Невского в Невской битве над шведами (1240) и в Ледовом побоище над немецкими рыцарями (1242). Андреевский тронный зал, посвященный старейшему русскому воинскому ордену св. Андрея Первозванного, учрежденному Петром I в 1698 году, был мемориалом деяний первого российского императора; Андреевский флаг с изображением косого Андреевского креста был флагом русского военного флота. Андрей Первозванный в России вое-

принимался как национальный святой, покровитель страны. Латинские буквы SAPR на оконечностях креста орденского знака расшифровывались именно так: Святой Андрей Покровитель России (Sanctus Andreas Patronus Russia). Трон в Андреевском зале был выполнен по образцу трона Ивана Грозного. Рельеф на троне изображал сцену присылки киевскому князю Владимиру Мономаху царских регалий от византийского императора.