В 1732 году к нему пристроили каменную колокольню. В 17б0году церковь сгорела и была восстановлена на средства московского дворянства. «Прожектированный план» Москвы 1775 года предполагал ради «урегулирования» снести церковь Параскевы Пятницы, выступавшую за красную линию Охотного Ряда. Князь А.А. Прозоровский, «главнокомандующий в Москве», докладывал Екатерине II 5 марта 1791 года: «На площади Охотного ряду Параскевы нареченная Пятницы близ Дворянского клуба, у которой в приходе только пять дворов числится; церковь сия хотя сама по себе и может остаться, но колокольня при ней стесняет имеющуюся тут площадь». В 1793 году колокольню, стоявшую отдельно, в центре площади, сломали, но о храме московский митрополит Платон дал спасительный отзыв: «была крепка во всех частях и благообразна». Храм оставили в покое, а вместо снесенной колокольни выстроили новую — из кирпича древнего храма Анастасии Узорешительницы по соседству, сломанного в 1793 году. Новая колокольня была пристроена к Пятницкой церкви с запада.

Внешний декор Пятницкого храма был при перестройках заменен новым, в «русском стиле», а сама церковь так переделана, что позднее даже маститые знатоки московской старины, как, например, М.А. Александровский, считали ее построенной в 1760 году Профессор А.И. Некрасов в 1928 году писал о церкви Параскевы Пятницы: «Отчаянно испорченная ревнивыми, невежественными жертвователями в XIX в.»

Приведем описание храма 1820-х годов из «Обозрения Москвы» А.Ф. Малиновского: «Церковное здание высокое, готической архитектуры, о пяти главах, из коих средняя большая на осьмиугольном трибуне; стены украшены фигурами новейшей готики, Колокольня такой же архитектуры, четве- роугольная, высокая, с полуколоннами по нижнему ярусу».

Искусствовед М.А. Ильин писал о связях Пятницкой церкви с деревянным зодчеством, указывая на сходство ее завер

шения — восьмигранные главы на крещатом основании — с деревянными храмами XVII века на Русском Севере. Некоторые исследователи находили в этом следы влияния украинского зодчества.

Оригинальное церковное здание было одним из первых памятников стиля «нарышкинского барокко». Трехэтажное тело храма венчал сложный ступенчато-пирамидальный объем; центральную главу на двух восьмериках окружали четыре малые главы, поставленные не по углам, а по сторонам света.