Открытие памятника было отмечено в храме торжественным богослужением, в котором участвовал знаменитый московский протодиакон Константин Розов, обладатель сверхъестественного баса. Голос Розова был настолько запоминающимся, что рассказ о нем мы встречаем в мемуарах, казалось бы, весьма далеких от историко-архитектурной и церковной тематики — «Воспоминаниях и размышлениях» Г.К. Жукова. «В храме Христа Спасителя, — пишет маршал, — приятно было послушать протодиакона Розова. Голос у него был как иерихонская труба».

Мемориальный смысл храма Христа Спасителя был воплощен на его фасадах согласно старинной русской традиции: рельефные изображения в полях закомар были посвящены святым и иконам, на дни почитания которых приходились важнейшие события Отечественной войны. В центральной закомаре южного фасада помещался образ Смоленской иконы Богоматери — в память того, что этим образом были обнесены все полки русской армии в канун Бородинского сражения. В соседних закомарах были изображены св. Роман Рязанский — в память сражения при Клястицах 19 июля 1812 года; апостол Фома — в память битв при Полоцке и Тарутине 6 октября

1812 года; Иоанн Креститель — в память сражения при Малоярославце 12 октября 1812 года; св. Иона, архиепископ Новгородский — в память битвы при Красном 5 ноября 1812 года. Также на южном фасаде были изображены преподобный Вар- лаам Хутынский (в память сражения при Красном бнояб-

ря 1812 года) и благоверный князь Гавриил Псковский (его образ псковское купечество преподнесло в 1812 году графу Витгенштейну чей корпус прикрывал направление на Псков и Петербург).

В центральной закомаре восточного фасада находилось изображение Владимирской иконы Богоматери — в день ее памяти, 26 августа 1812 года, произошло Бородинское сражение. В малых закомарах северного фасада были изображения святых мучеников, в дни празднования которых состоялись сражения во время заграничного похода русской армии в 1813—1814 годах: Лавр (сражение при Кульме 18 августа 1813 года), Сергий (взятие Лейпцига 7 октября 1813 года), Григорий Двоеслов (наступление русских войск на Париж 12 марта 1814 года), Хрисанф (взятие Парижа 19 марта 1814      года). Рельеф у малых правых дверей западного фасада изображал двух ангелов с церковными хоругвями — в память о     Московском ополчении 1812 года, кому такие хоругви служили знаменами.