Два горельефа северного фасада храма подчеркивали священную традицию защиты Отечества в трудную годину. Они изображали Сергия Радонежского, благословляющего Дмитрия Донского на Куликовскую битву (этот горельеф сохранился, перенесенный в Донской монастырь), и преподобного Дионисия, благословляющего Минина и Пожарского на освободительный поход на Москву в 1612 году.

С событиями Отечественной войны была связана и тематика живописи на серебряных хоругвях, находившихся в центральной части интерьера храма Христа Спасителя.

Галерея храма фактически представляла собою мемориальный музей Отечественной войны 1812 года. На стенах ее были укреплены 177 мраморных плит с описаниями в хронологическом порядке сражений 1812—1814 годов (71 в пределах России и 87 заграничных), названиями полков и соединений регулярной русской армии и народного ополчения, именами погибших, раненых, награжденных офицеров. Барельефы изображали важнейшие моменты Отечественной войны. Здесь же были выбиты тексты важнейших документов военных лет, царских манифестов, воззваний и приказов — от приказа армиям о вступлении неприятеля в Россию 13 июня 1812 года до манифеста о заключении мира с Францией 18 мая 1814 года. На отдельной доске был выбит манифест императора Александра I о построении храма Христа Спасителя. В галерее хранились также трофейные знамена и ключи от европейских городов, занятых русской армией в заграничном походе 1813—1814 годов. Были в галерее и доски с изображением двух вариантов проекта Витберга. На специальных плитах были высечены имена купцов и предпринимателей: и жертвовавших в 1812 году на формирование и вооружение ополчения (например, А. Куманин, Ф. Нечаев), и жертвовавших на возведение храма. Галерея, по словам архитектора Тона, была «для народа открытою историею 1812 года, выраженною в письменах и лицах». Мемуаристы свидетельствуют, что галерею посещали и профессиональные историки — за неимением печатных изданий, содержавших столь подробный и обширный фактографический материал о героях и событиях 1812 года.